NeuroText Лучше один раз посчитать

Причины Второй Мировой войны 24.04.2016

Детальная картинка
Эта работа по причинам Второй Мировой войны была выполнена в 2012 году. Но так получилось, что публикация затянулась до вот сегодняшнего момента, когда завтра 22 июня и как раз ЕС опять будет что-то там решать с санкциями против России. Совпадение? Целью работы было исследование того, какие причины Второй Мировой войны предлагают принять школьникам разных стран их школьные учебники истории. Были куплены несколько (в районе 10) школьных учебников разных стран, отобранных по группам: СССР (Россия) , союзники СССР (антигитлеровская коалиция), Германия, союзники Германии. Затем были переведены главы, объясняющие причины войны из 5-ти учебников: Германии, Литвы, Италии, Франции, Бельгии. На большее не хватило средств. Затем эти главы были вставлены в опрос и под номерами и розданы респондентам. Респонденты не знали, информацию из какого учебника они читают. После прочтения, респонденты отмечали в опросе к каким выводам они пришли, получив данную информацию.

Исследование осуществлялось на базе Зеленоградского центра научных исследований и экспертизы при поддержке управы района Матушкино г. Зеленограда.

Результаты, полученные тогда в исследовании в целом можно разделить на ожидаемые и неожиданные. Ожидаемо в отношении Германии до прочтения учебников лидирует причина - “установление нового мирового порядка”, но неожиданно то, что лидирует она с минимальным перевесом над причиной - “захват дополнительных ресурсов”. Еще немного и экономическая причина войны в сознании наших граждан станет основной. Эта тенденция на изменение основной причины войны подтвердилась и в исследовании учебников: в 4-х (Франция, Литва, Германия, Россия) из 6-ти учебников экономическая причина для Германии названа исследователями - основной, а фашистские идеи мирового господства - вторичны.

Ожидаемо о лидерстве экономических и исторических причин пишет учебник Германии, но неожиданно то, что учебник России также это поддерживает.
Ожидаемо в целом СССР занимает второе место по “агрессивности” после Германии, но несколько неожиданно, что в российском учебнике наша агрессивность равна немецкой.

Если обобщить вышесказанное, то в случае продолжения такого “исторического дрейфа” Германии к причинам экономическим - СССР, а значит и РФ, как его правоприемник, из жертвы агрессии может сама стать агрессором. И это данные не СМИ, а учебников т.е. тенденции образовательного процесса.
Из-за ограниченных ресурсов проекта не оказалось возможным опубликовать в брошюре интересные данные по исследованию эмоциональности и достоверности, которые показали, что образ СССР в учебниках является неустойчивым т.е. эмоциональная оценка около нуля и достоверность также около нуля. Это означает, что хотя тенденции по причинам и являются для нас - негативными, они пока не укоренены глубоко и на них можно влиять через активную позицию России по этим вопросам на международной арене и в мировых СМИ, к которым сейчас можно отнести и социальные сети.

Основной практический вывод (в рамках того материала, который мы исследовали) состоит в том, что пока еще (в 2012 году) из школьной программы у тех западных стран, которые мы рассмотрели, не возникало устойчивого отрицательного образа СССР. Этот образ развивается, видимо позднее в ВУЗах и средствами СМИ. Это означает, что такой образ еще глубоко не укоренен, как укореняются данные полученные в школе. А значит его можно улучшить активной работой в тех же СМИ.

Скачать результаты исследования